• Главная
  • Академия
    • Об Академии
    • Документы
      • Устав Академии
      • Концепция Академии
      • Положение о развитии Академии
      • Положение о членстве
      • Положение о членских взносах
      • Положение об Общественном Совете
      • Положение о Консультативном Совете
      • Положение об Экспертном Совете
      • Положение о территориальных отделениях
      • Положение о Большом жюри СМИ
    • Руководящие органы
      • Президент
      • Вице-президенты
      • Правление
    • Территориальные отделения
  • Комитеты
  • Пресс-центр
    • Аудио и видео материалы
    • СМИ об Академии
    • Информационные партнеры
    • Региональные информационные партнеры
    • Книга почетных гостей
  • Россия-АТР
    • Форум АТЭС 2014, Пекин, Китай
    • Форум АТЭС 2013, Бали, Индонезия
    • Бизнес-миссии в страны АТР
    • Деловой саммит форума АТЭС
    • Встречи Сети женщин-лидеров стран АТЭС
    • Международный форум Россия-АТР
    • Российско-сингапурская конференция
    • Монгольско-российская конференция
    • Австралийско-российский Конгресс
    • Российско-китайский бизнес-семинар
    • Азиатский экономический форум
    • Российско-азиатская конференция
  • Новости
    • Новости Академии
    • Актуальные публикации
  • Фотогалерея
  • Контакты

Предложения и рекомендации по проведению пенсионной реформы

Замечания по общим принципам пенсионной реформы

 

1. Успешной пенсионная реформа может быть лишь при условии ее комплексного осуществления во взаимосвязи с решением других социально-экономических проблем государства. В частности, пенсионная ре- форма не принесет желаемых результатов, т.е. не обеспечит приемлемого уровня жизни пенсионеров, если не будет проведена реформа всей сферы распределительных отношений, прежде всего оплаты труда. Очень тревожной является тенденция усиления дифференциации доходов. Обеспокоенность вызывает и демографиче- ская ситуация: сегодня на одного пенсионера приходится меньше двух работающих, что, естественно, недоста- точно для обеспечения необходимого поступления финансовых средств в Пенсионный фонд. Из всего этого сле- дует то, что работники, чья заработная плата находится в пределах прожиточного минимума (около 40 % всех работающих), не смогут заработать пенсию, покрывающую прожиточный минимум.

 

Сохранение базового принципа, на котором ныне строится пенсионная система России (адекватность вы- плат из этой системы реальному финансовому вкладу гражданина в нее), требует всестороннего учета социаль- ных последствий дифференциации населения по размерам получаемых пенсий.

 

2. Выбранная модель пенсионного обеспечения в современных российских экономических условиях несет в себе высокие риски для пенсионных денег населения в самой чувствительной их части — в доступных для управления накопительных счетах обязательного пенсионного страхования. Инвестиционные портфели негосударственных фондов сформированы достаточно рискованно. По оценке экспертов, векселя в них составляют 15—20 %, акции и корпоративные облигации — до 40 % активов негосударственных пенсионных фондов (НПФ), и лишь оставшаяся часть содержимого портфелей инвестирована в государственные ценные бумаги (считающиеся наиболее надежными) и банковские депозиты. Риски связаны и с самим распределением активов частных пенсионных фондов, поскольку для пенсионного рынка характерна чрезмерная концентрация капитала.

 

На этом рынке доминирует небольшая группа отраслевых НПФ, связанных с крупнейшими компаниями (экспортерами газа и нефти, предприятиями энергетики, транспорта и телекоммуникаций). Пять крупнейших НПФ формируют около 70 % всех инвестиций пенсионной отрасли. НПФ — очень мелкие финансовые институты. На «разогретом» пенсионном рынке в условиях сохраняющейся зависимости экономики страны от экспорта сырья, высокой вероятности всплесков инфляции и финансовых кризисов могут быть повторены проблемы вкладчиков и акционеров 1990-х годов.

 

Государство должно осторожно двигаться на пути пенсионной реформы, в большей мере сохраняя свою ответственность за пенсионные деньги (например, путем введения государственного страхования инвестиций с накопительных счетов населения в пенсионных фондах, эмиссии 10—20-летних государственных ценных бумаг, индексированных по уровню инфляции, для вложения в них пенсионных денег).

 

Не меньшее значение должна иметь диверсификация механизмов инвестирования пенсионных средств. Необходимо обеспечить расширение инструментов, находящихся в распоряжении владельцев накопительных счетов. Целесообразно рассмотреть возможность открытия за счет обязательно отчисляемых в пенсионные фонды средств пенсионных счетов в Сберегательном и других крупных банках с условиями, позволяющими производить из них пенсионные выплаты.

 

3. Пенсионная реформа должна быть прозрачной. Гражданин, выходящий на пенсию, должен получить сведения о денежной сумме, накопленной на его индивидуальном счете. Совершенствование персонифицированного учета граждан и достижение точности учета пенсионных взносов, заплаченных за конкретного застрахованного, должны рассматриваться как важная социальная составляющая пенсионной реформы.

 

4. Успешное проведение пенсионной реформы связано с информированием граждан по вопросам, возникающим в ходе ее осуществления. Темпы преобразований в области пенсионного обеспечения зависят не только от того, как быстро будут приняты законы, но и от того, насколько быстро граждане будут готовы воспользоваться теми правами, которые им предоставляет новое законодательство. Сегодня пенсионная реформа, состоявшаяся на бумаге, к сожалению, мало известна широким слоям населения. Между тем уже со следующего года граждане получают право переводить накопительную часть своей пенсии в негосударственные пенсионные фонды, выбирать управляющую компанию. Исполнительной власти необходимо активизировать информационно-разъяснительную работу. Следует предусмотреть такие средства массовой информации (особенно в регионах), которые обеспечили бы двустороннюю связь между гражданами и организациями, занимающимися проведением пенсионной реформы.

 

Предложения о внесении поправок в законы о трудовых пенсиях

 

  • В целях усиления позитивного социального эффекта проводимых преобразований в области пенсионного обеспечения предлагается:
    • включать в стаж для начисления трудовой пенсии периоды учебы в профессионально-технических училищах, техникумах и высших учебных заведениях;
    • включать в стаж для начисления трудовой пенсии уход за ребенком до трех лет (надо принять во внимание, что уход за 80-летним человеком по действующему законодательству включается в трудовой стаж);
    • разработать правовой механизм, нивелирующий существующую между мужчинами и женщинами разницу во времени накопления пенсионных средств (поскольку мужчины уходят на пенсию на 5 лет позже, чем женщины, у них, соответственно, больше времени для накопления пенсии);
    • Министерству труда и социального развития РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ разработать и утвердить порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также установить тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования [18]. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 11 июня 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости», в соответствии со статьями 27 и 28 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», если наименование профессии не соответствует наименованию профессии с ныне действующим ЕТКС и Перечнем льготных профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии, пенсионные службы Пенсионного фонда отказывают гражданам в назначении досрочной пенсии, хотя характер работы не менялся. В списках 1 и 2 льготного пенсионного обеспечения, которые применяются на территории Российской Федерации, наименования профессий соответствует ЕТКС выпуска 1984—1986 гг. До применения этого ЕТКС в трудовые книжки работникам вносились наименования профессий по ранее действовавшим ЕТКС и отраслевым ТКС. Изменения наименований профессий без изменения характера работы не должно лишать граждан права на льготное пенсионное обеспечение;
    • ликвидировать расхождение в трактовке прав некоммерческих благотворительных организаций, существующее между Налоговым кодексом Российской Федерации, согласно которому организации, например инвалидов, освобождаются от уплаты единого социального налога, и Федеральным законом № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по которому страховые платежи в Пенсионный фонд России являются обязательными для всех без исключения. Необходимо, как можно быстрее, провести экспертизу законодательства, уточнить соответствующие формулировки и внести ясность в таком важном с социальной точки зрения вопросе;
    • рассмотреть вопрос либо о компенсационной надбавке к пенсиям для военнослужащих по призыву — инвалидов военной травмы III степени в размере хотя бы прожиточного минимума, либо об установлении специально для этой категории граждан минимального прожиточного уровня — в дополнение к трем категориям граждан (трудоспособные, дети, пенсионеры), для каждой из которых уже установлен различный минимальный прожиточный уровень. В Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» исключить из первого абзаца п. 2.1 статьи 15 слова «для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины)», что позволит рассчитывать пенсию для инвалидов III степени — военнослужащих по призыву на основе п. 1 статьи 15 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и увели- чить размер базовой части пенсии до 900 руб. (плюс индексация).

 

Рекомендации по уточнению отдельных положений действующего законодательства

 

  • очень важно определить механизм действия статьи 29 Федерального закона № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и уточнить, за какой период, в каком объеме и в какие сроки одно физическое лицо может уплачивать страховые взносы за другое лицо;
  • имеет смысл предусмотреть возможность регистрации и уплаты страховых взносов физическими лицами, добровольно вступающими в правоотношения с органами Пенсионного фонда России самих за себя (это касается, в частности, граждан, выполняющих услуги для садоводческих, садово-огородных, жилищно-строительных и гаражно-строительных кооперативов (товариществ). Необходимо также дать возможность самим застрахованным лицам уплатить за себя страховые взносы в случаях, когда страхователь не может этого сделать (находится на грани банкротства);
  • в статье 28 Федерального закона № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» необходимо четко обозначить срок уплаты фиксированного платежа. Целесообразно также отменить уплату фиксированного платежа на финансирование накопительной части пенсии для тех, за кого согласно статьям 22 и 33 указанного закона не производится уплата накопительной части по возрасту;
  • фигурирующее в Федеральном законе № 27-ФЗ от 1 апреля 1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2002 г. № 198-ФЗ) понятия «неполных», «недостоверных» сведений, предоставляемых предпринимателями, требуют дополнительного раскрытия. В статье 17 указанного закона необходимо уточнить, применяются ли финансовые санкции (в виде взыскания 10 % причитающихся за отчетный период платежей) в целом по страхователю или по конкретным застрахованным лицам, по которым имели место неполные или недостоверные сведения;
  • согласно статье 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2002 г. № 198-ФЗ) работодателям необходимо предоставить индивидуаль- ные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование за отчетный период до 1 марта следующего за отчетным года. При этом не учитывается численность предприятия. В этой связи целесообразно ввести поправку в Закон № 27-ФЗ: крупным предприятиям предоставлять индивидуальные сведения в ПФ РФ до 31 марта следующего за отчетным года.

 

Об аналитическом центре

Описание услуг центра

Аналитика

   Малый бизнес

   Налоговое регулирование

   Пенсионная реформа

   Система образования

ПАРТНЁРЫ

 

Российский союз промышленников и предпринимателей Торгово-промышленная палата РФ. Опора России
American Chamber of Commerce in Russia Корпорация General Motors. Официальный партнер основных мероприятий РАБИП.    European Business Club
Благотворительный фонд «Семья для каждого ребенка» Аудит-Бизнес-Платформа !
Переводческого агентства Альфа и Омега  

           
       
     

Академия

  • Об Академии
  • Региональные отделения
  • Руководящие органы

Мероприятия

  • Ассамблеи
  • Другие мероприятия
  • Конференции
  • Международные форумы

Общественные награды

  • Россиянин года
  • Олимпия
  • Дарин
  • Заслуженный Предприниматель России
  • Элита российского бизнеса
© 2015 Все права защищены, сайт разработан студией WebMaster