• Главная
  • Академия
    • Об Академии
    • Документы
      • Устав Академии
      • Концепция Академии
      • Положение о развитии Академии
      • Положение о членстве
      • Положение о членских взносах
      • Положение об Общественном Совете
      • Положение о Консультативном Совете
      • Положение об Экспертном Совете
      • Положение о территориальных отделениях
      • Положение о Большом жюри СМИ
    • Руководящие органы
      • Президент
      • Вице-президенты
      • Правление
    • Территориальные отделения
  • Комитеты
  • Пресс-центр
    • Аудио и видео материалы
    • СМИ об Академии
    • Информационные партнеры
    • Региональные информационные партнеры
    • Книга почетных гостей
  • Россия-АТР
    • Форум АТЭС 2014, Пекин, Китай
    • Форум АТЭС 2013, Бали, Индонезия
    • Бизнес-миссии в страны АТР
    • Деловой саммит форума АТЭС
    • Встречи Сети женщин-лидеров стран АТЭС
    • Международный форум Россия-АТР
    • Российско-сингапурская конференция
    • Монгольско-российская конференция
    • Австралийско-российский Конгресс
    • Российско-китайский бизнес-семинар
    • Азиатский экономический форум
    • Российско-азиатская конференция
  • Новости
    • Новости Академии
    • Актуальные публикации
  • Фотогалерея
  • Контакты

Доклад Очировой А.В.

председателя Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам социального развития, члена Президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике

Уважаемые участницы форума!
Уважаемые гости!

Очирова А.В., председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам социального развития, член Президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политикеНет более серьезной задачи, связанной с понятиями «стратегический ресурс нации» и «национальная повестка дня», чем демографическая проблема. Тем более что на уровне обыденного сознания ее всегда привязывают именно к женщинам. Хотя это проблема комплексная и является проблемой сочетания решаемых или нерешенных задач социальной политики, здравоохранения, экономической политики и в целом законодательства и его исполнения.

Хочу привлечь внимание к теме, которая является одной из главных в национальных проектах. Это демографическая политика и, в частности, ее социальные аспекты. Если рассматривать эту тему и начать с сухой статистики, получается далеко не радостная цифра. В 2005 г. в России родилось 1,5 млн. человек, умерло 2 млн. 300 тысяч человек. Средняя продолжительность жизни россиян - 65,5 лет. При этом средняя продолжительность жизни мужчин на 13 лет меньше, чем у женщин. С 1993 г. потери России составили 11 млн. человек. Ежегодно мы теряем 0,5% населения, что составляет приблизительно 700 тысяч человек. Это страшная цифра. Это крупный город или даже область.

К сожалению, эта тема раньше не рассматривалась в нашей социальной политике. И никак не учитывалась. И только 2006 год, по моему мнению, стал годом переломным, поскольку были поставлены конкретные задачи, и проблема из обсуждаемой перешла в статус целеполагания и решаемых задач. Важнейшим шагом здесь стало выделение приоритетных национальных приоритетных проектов и создание Совета по реализации нацпроектов и демографической политике. Действительно, сокращение населения России, как сказал Д.А. Медведев, это вызов нации, на который мы должны дать полноценный и цивилизованный ответ. Конечно, это весьма непросто сделать, потому что страна очень долго развивалась в отсутствии стратегии социального развития. Но самое главное в национальных проектах – это то, что государство лицом повернулось к человеку, к решению проблем его благосостояния и здоровья, к социальным вопросам, а значит, повернулось к женщине. Потому что долгое время в России все социальные проблемы имели женское лицо.

К сожалению, ввиду сложности поставленных задач непросто сразу найти адекватные решения. Особенно сложно это сделать в условиях послесловия неудавшихся реформ. Но императив перехода к решению обозначен. Чрезвычайно важно, что обозначен алгоритм решения, базовые потребности человека, стандарты, которые должны их сопровождать. Наконец, важно даже не то, что обозначен дополнительный материальный ресурс решения этих задач, а то, что обозначено целеполагание. Тем самым ниша отсутствия стратегии заполнилась этими проектами, потому что проектный метод, который положен в эти проекты, дает серьезные основания решать проблемы правильно в направлении развития личностного потенциала и повышении качества жизни.

Задача непростая, ведь в стране в огромных масштабах сложилась бедность населения. Примерно 20 млн. россиян находятся за чертой бедности. Из них 66% - это работающее население. Люди, которые получают зарплату, но не могут обеспечить свою семью. Среди них много женщин. 85% населения страны получает менее половины совокупного дохода. Вдумайтесь в эти страшные цифры! Нужно задуматься о привлечении серьезных факторов к решению этих задач.

Другой важный аспект и важная задача – разработка и внедрение стандартов качества жизни. К сожалению, у нас в стране не существует минимальных социальных стандартов. Соответствующий закон, принятый в первом чтении, отлеживается в одном из министерств. Между тем, как подчеркнул Президент РФ, лишь при условии реализации этих стандартов, а не только принятия, могут быть решены задачи борьбы с бедностью. Эти стандарты касаются безопасности жизни, здоровья человека, здравоохранения, правопорядка, образования, культуры, социальной защищенности стариков, детей и инвалидов. Думаю, что государственная политика, в конечном итоге, должна обрести формулу социальной безопасности всего населения. И очень важно задействовать не только возможности федерального центра, но и ресурсы регионов, муниципальных структур с учетом фактора необходимости решения демографической проблемы.

Следует обратить особое внимание на те меры, которые предложил Президент, связанные с повышением рождаемости, с увеличением ежемесячных пособий, с компенсацией родителям за дошкольное воспитание, выплатами компенсаций работающим женщинам, и, наконец, материнским капиталом. Чтобы не говорили, я знаю регионы, где очень многие семьи никогда не имели таких сумм в руках.

Другое дело, сроки исполнения этой задачи. Это очень хорошая мотивация. При этом и весьма серьезная мобилизация материальных, интеллектуальных и нравственных ресурсов решения нашей общенациональной задачи, включая задачи, которые должны стоять в регионах. Конечно, было бы хорошо, чтобы эти деньги были расположены не в Пенсионном фонде, а на персональных счетах, чтобы можно было снимать проценты. И там, где у нас прописана «семейная бедность», это стало бы очень хорошим подспорьем семейным бюджетам. И было бы нравственно и эмоционально поддержано всеми женщинами.

В национальных проектах многие женщины уже сумели ощутить повышение зарплаты, хотя все еще присутствует дискриминация по пенсионному обеспечению (где-то 40-50% от размера пенсии мужчин) и в заработной плате.

Вообще вопрос заработной платы - это очень серьезная составляющая, потому что одна из главных технологий решения демографической проблемы заключается в разработке стратегии социального развития, доведения этой стратегии до национальной доктрины и принятия концепции преодоления бедности. Здесь речь идет по сути об очень простых и понятных вещах - о том, чтобы зарплата была достойной, чтобы рождение ребенка не скатывало семью в категорию бедных. Чтобы заработная плата была не менее двух прожиточных минимумов одного взрослого и одного ребенка. Чтобы средства, которые выделяются федеральным бюджетом на семейную и демографическую политику были где-то в районе 2 – 2,2% процентов от ВВП. Мы рекомендовали эти позиции нашему Президенту, который поставил вызов всему обществу и государству, обозначив данную тему. И я думаю, что власть должна отнестись с большим вниманием к таким рекомендациям.

Обращу ваше внимание на положение детей-отказников, на социальное сиротство, которое, к сожалению, до сегодняшнего дня не было прописано в национальных проектах. Нам удалось инициировать, чтобы и право на жилище появилось. Небольшими цифрами отмечены эти позиции, но отдельной статьей федерального бюджета. Поэтому есть все основания полагать, что этой проблеме будет уделено большее внимание со стороны исполнительной и законодательной властей. Общественная палата привлекла внимание к детям-отказникам, которые находятся в больницах, иногда доживают там до 3-4 лет, не имея положительной среды для развития. Это также нашло отражение в решениях нашей Общественной палаты, потому что мы выступаем за то, чтобы появились цивилизованные формы решения этой проблемы, чтобы, наконец, в законодательство были внесены такие пункты, как социальный патронат и патронатная семья. И есть все основания, что такое предложение будет принято, потому что наш первый вице-премьер Д.А. Медведев очень положительно отреагировал на это. И я полагаю, что решение будет принято в ближайшее время не только как констатация, но с возможностью внедрения технологий непосредственных решений в рамках национальных проектов.

Следует обратить особое внимание на мониторинги смертности, потому что предотвращение смертности – это очень серьезная тема. Мы знаем, что по этим причинам с 1990 г. мы потеряли 4 млн. человек. Это смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, от других причин. К большому сожалению, нет программы, которая анализировала бы это состояние, хотя это более понятная и на сегодняшний день, может быть, даже более эффективная линия решения демографической проблемы, чем рождаемость. Я надеюсь, что Правительство и Президент обратят внимание на эту составляющую, и мы не только восстановим статистику этих серьезных проблем, но вместе со всем обществом, с теми специалистами, которые есть у нас в стране, предложим развернутые технологии совместных решений этой серьезнейшей проблемы.

И, наконец, последнее. Я все-таки думаю, когда в парламенте меньше 30% женщин, как правило, нет лоббирования детских проблем, нет положительных решений по «женскому» вопросу. Женщины составляют значительную часть общества, более половины населения страны. Это стратегический запас и основа любой нации. По цивилизованности отношения к женщине судят о цивилизованности общества в целом. Я хочу поблагодарить присутствующую здесь Е.Н.Ершову, которая инициативным образом через Комиссию Общественной палаты РФ по вопросам социального развития обозначила технологию введения в выборные списки женщин. Тезис о том, что население не голосует за женщин, уже устарел. В прошлых списках было 10% женщин, за эти 10% и проголосовали. Я думаю, что женщина должна достойно присутствовать во власти, в формате принятия решений. Потому что именно женщина, и это ни для кого это не секрет, дает жизнь новым поколениям поколениям и наделяет их духовностью.

Женщины-лидеры новой России

Пресс-релиз

Партнеры

Программа

Докладчики

Доклады участников

Итоговая резолюция

Фоторепортаж

ПАРТНЁРЫ

 

Российский союз промышленников и предпринимателей Торгово-промышленная палата РФ. Опора России
American Chamber of Commerce in Russia Корпорация General Motors. Официальный партнер основных мероприятий РАБИП.    European Business Club
Благотворительный фонд «Семья для каждого ребенка» Аудит-Бизнес-Платформа !
Переводческого агентства Альфа и Омега  

           
       
     

Академия

  • Об Академии
  • Региональные отделения
  • Руководящие органы

Мероприятия

  • Ассамблеи
  • Другие мероприятия
  • Конференции
  • Международные форумы

Общественные награды

  • Россиянин года
  • Олимпия
  • Дарин
  • Заслуженный Предприниматель России
  • Элита российского бизнеса
© 2015 Все права защищены, сайт разработан студией WebMaster