• Главная
  • Академия
    • Об Академии
    • Документы
      • Устав Академии
      • Концепция Академии
      • Положение о развитии Академии
      • Положение о членстве
      • Положение о членских взносах
      • Положение об Общественном Совете
      • Положение о Консультативном Совете
      • Положение об Экспертном Совете
      • Положение о территориальных отделениях
      • Положение о Большом жюри СМИ
    • Руководящие органы
      • Президент
      • Вице-президенты
      • Правление
    • Территориальные отделения
  • Комитеты
  • Пресс-центр
    • Аудио и видео материалы
    • СМИ об Академии
    • Информационные партнеры
    • Региональные информационные партнеры
    • Книга почетных гостей
  • Россия-АТР
    • Форум АТЭС 2014, Пекин, Китай
    • Форум АТЭС 2013, Бали, Индонезия
    • Бизнес-миссии в страны АТР
    • Деловой саммит форума АТЭС
    • Встречи Сети женщин-лидеров стран АТЭС
    • Международный форум Россия-АТР
    • Российско-сингапурская конференция
    • Монгольско-российская конференция
    • Австралийско-российский Конгресс
    • Российско-китайский бизнес-семинар
    • Азиатский экономический форум
    • Российско-азиатская конференция
  • Новости
    • Новости Академии
    • Актуальные публикации
  • Фотогалерея
  • Контакты

Председательство КНР в АТЭС-2014: сценарии и барьеры регионального возвышения

Вторник, 24.12.2013 - 10:08

В 2014 году председательство в АТЭС перейдет к Китаю. Станет ли пекинский саммит местом острого столкновения КНР и США или все обойдется мирно?

АТЭС и Транс-Тихоокеанское партнерство. Против кого играет Вашингтон?

Китай уже был хозяином АТЭС - в 2001 году форум принимал Шанхай. Тогда и перед КНР, и перед АТЭС стояли иные задачи. Китай тогда только "набирал обороты". Выбор Шанхая в качестве места проведения диктовался необходимостью "раскручивания" более продвинутых южных китайских провинций и городов для привлечения западных инвестиций и технологий. Не было и существующего сегодня по воле США "троянского коня" в АТЭС в форме созданного в 2003 г. Транс-Тихоокеанского партнерства – ТТП. 

В июле 2013 г. в Малайзии прошел очередной 18-й раунд переговоров о создании зоны свободной торговли на базе проекта. К переговорам просят присоединиться Японию. Однако Китай и Россия подобных официальных приглашений пока не получали. 

Очевидно, что данный проект нацелен на торпедирование сразу двух "кораблей" - АТЭС и региональных интересов Китая. Потопив "корабль" АТЭС, американцы получат шанс вывести и Китай на периферию региональной интеграции. Последнее невыгодно России, хотя масштабы российского экономического (тем более интеграционного) присутствия в АТР с китайским несопоставимы.

В данном случае речь идет, прежде всего, о возможностях регионального столкновения интересов США и КНР. На сегодняшний день Пекин не уступает Вашингтону на интеграционной площадке. У него успешно работает (с 1 января 2011) проект "АСЕАН + 1" (КНР). Китай активно участвует и в формате "АСЕАН + 6" (шестерка - Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия). Другими словами, учитывая мощь китайской экономики, можно сказать, что в АТЭС быстро формируется некое "китайское ядро". 

Американцы, понимая, что по китайскому варианту им идти уже поздно, избрали иную тактику. Они пытаются в рамках ТТП прописать те пункты кооперации, которые не получили поддержки в АТЭС. Американский проект жестко завязан на развитие экспортного кредитования для стимулирования экспорта продовольствия в развивающиеся страны. Эксперты считают, что это выгодно в первую очередь США. 

"Китайский след" на о. Бали. Время "большой схватки"? 

На последнем 21-м саммите в Индонезии (2013) лобовой китайско-американской схватки не произошло. То ли причиной тому было традиционное отсутствие президента США Барака Обамы, который не смог прилететь на о. Бали (как и во Владивосток в 2012-м). То ли, как говорится, время большой схватки еще не пришло. Саммит прошел под неформальным влиянием КНР и Индонезии. Итоговая декларация "Устойчивый АТР – двигатель глобального роста" и другие документы отражали традиционный тренд – сближение экономик в рамках привычных для АТЭС стандартов региональной интеграции. 

Причем в документах и заявлениях четко просматривался "китайский след". Председатель КНР Си Цзиньпин инициировал ряд проектов, ориентированных на развитие транспортно-коммуникационной инфраструктуры в регионе, включая идею создания Азиатского инфраструктурного инвестиционного банка и других. Понятно, что американцы не молчали. Их представитель объявил о возможности запуска фонда развития транспортной логистики в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Речь шла о повышении эффективности работы аэропортов, таможен, морских терминалов и других структур. 

Россия между АТЭС и Таможенным союзом (ТС). Как совместить?

Российская "доля" в АТЭС традиционно состоит из идеи эффективного использования энергетических (углеводороды, электроэнергия, мирный атом) и транспортных возможностей и преимуществ РФ. Имеется также концепция (презентованная во Владивостоке) интеграции и развития Сибири и Дальнего Востока, включая использование ресурсов ведущих азиатских экономик. В докладе президента Владимира Путина в Индонезии все это было емко сформулировано ("Новые источники устойчивого и долговременного экономического роста в АТР"). 

Специфика нынешней российской позиции в АТЭС  - стремление адаптировать интеграционные процессы в АТР к проектам формирующегося Евразийского экономического союза и Таможенного союза (ТС). Причем полного ответа сегодня ни в Москве, ни в Астане, ни в Минске, скорее всего, не ждут. Речь идет о другом: о желании России и ее партнеров на перспективу и на постоянной основе "застолбить" возможность совмещения интеграционных евразийских и тихоокеанских проектов. Пусть это будут, скажем, варианты АТЭС + ЕАС либо иные. 

При такой постановке роль России становится объективно ключевой в связке "Евразия – АТР". Будущий пекинский саммит может стать важной вехой в развитии такого "понимания" проблемы для КНР, США и других. Локальные примеры такого "понимания" уже есть - Вьетнам и ряд других стран АТЭС во Владивостоке (2012) заявили о желании создать с РФ зону свободной торговли (ЗСТ). 

"Китайская повестка" - слабые и сильные места 

"Китайская повестка" будущего саммита и председательства активно формируется. В ней есть, несомненно, сильные стороны: транспортно-коммуникационные возможности КНР, предложения по развитию информационной, энергетической, продовольственной кооперации, перспективы юаня в качестве одной из будущих резервных валют и др. Главным, но скрытым в китайском подходе, видимо, остается желание "подогнать" общие принципы регионализма и кооперации под процессы глобального и регионального "возвышения". При этом председательство является хорошим шансом и возможностью для КНР притормозить США в их планах, выступив главным "интегратором" в регионе. 

Есть в китайском подходе и уязвимые места. Не все в Восточной Азии безоговорочно принимают даже экономически выгодные китайские предложения. Известные проблемы территориальных споров и вопросы безопасности как "пудовые гири" тормозят Китай в его, возможно, благих намерениях. Пекинская площадка теоретически может стать дополнительным шансом для Китая в деле нормализации "островных отношений" с Вьетнамом, Японией и рядом других стран. 

Чувствительной точкой являются экономические (внутренние) дела в Поднебесной. К ним можно отнести процесс "перекоммутации" экономической модели с экстенсивного варианта на интенсивный. Помимо этого происходит небольшое снижение темпов прироста ВВП, что явно влияет на внешнеэкономические возможности. Традиционными темами остаются: отставание КНР в сфере экологии, включая загрязнение окружающей среды - как своей, так и соседних государств, тема "Киотского протокола", развитие "зеленых технологий" и пр. Понятно, что акценты и проблемы при дальнейшем формировании повестки будут меняться, но ключевые, скорее всего, сохранятся. Это усиление китайского регионального лидерства и китайско-американское соперничество в АТР. 

Сергей Лузянин

Голос России

ПАРТНЁРЫ

 

Российский союз промышленников и предпринимателей Торгово-промышленная палата РФ. Опора России
American Chamber of Commerce in Russia Корпорация General Motors. Официальный партнер основных мероприятий РАБИП.    European Business Club
Благотворительный фонд «Семья для каждого ребенка» Аудит-Бизнес-Платформа !
Переводческого агентства Альфа и Омега  

           
       
     

Академия

  • Об Академии
  • Региональные отделения
  • Руководящие органы

Мероприятия

  • Ассамблеи
  • Другие мероприятия
  • Конференции
  • Международные форумы

Общественные награды

  • Россиянин года
  • Олимпия
  • Дарин
  • Заслуженный Предприниматель России
  • Элита российского бизнеса
© 2015 Все права защищены, сайт разработан студией WebMaster