Сегодня в России уже действуют особые экономические зоны промышленно-производственного типа в Татарстане, Липецкой, Свердловской и Самарской областях.
Планы
Решение о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа (ОЭЗ ППТ) во Владивостоке было принято по итогам совещания, которое состоялось 26 марта текущего года. Оно было посвящено вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона.
По проекту Минэкономразвития на создание Приморской ОЭЗ, которая будет производить автокомпоненты, в течение 2015-2017 гг. будет выделено 6,5 млрд. рублей. Куратором проекта является премьер-министр Дмитрий Медведев.
Ранее сообщалось о планах по выпуску в Приморской ОЭЗ ППТ автозапчастей на базе завода «Соллерс». Предложения от потенциальных резидентов принимались в конце 2013 г. ООО «Соллерс – Дальний Восток» письменно подтвердило готовность быть управляющей компанией по реализации проекта создания Приморской ОЭЗ ППТ.
На эти цели завод MazdaSollers, логистический комплекс PacificLogistic, а также японские и южнокорейские производители автокомпонентов выделят 15,8, 3,7 и 1,1 млрд. рублей соответственно.
По расчетам Минэкономразвития, в результате к 2023 г. в Приморской ОЭЗ должно быть создано более 3,4 тыс. новых рабочих мест.
Мнения
Министр по развитию Дальнего Востока Дмитрий Галушка важным инструментом системного развития региона считает индустриальные парки и рассматривает их как своеобразные точки экономического роста. «Если мы научимся создавать индустриальные парки, то затем сможем перейти к более крупным проектам – территориям опережающего развития, ориентированным на глобальную конкурентоспособность», - отмечает он.
Одним из путей успеха реализации проекта Приморской ОЭЗ ППТ является сокращение сроков принятия административных решений.
По опыту стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в Сингапуре срок административных процедур составляет 3-10 дней, оформление на таможне в Южной Корее – до 3 часов, а получение разрешения на строительство в экономических зонах Китая – до 26 дней.
Максим Кривелич, преподаватель ДВФУ и финансовый консультант обращает внимание на необходимость использовать уже известные наработки экономической науки относительно регионального развития.
По его мнению, «просто насаждением на Дальнем Востоке крупных сборочных производств экономику региона поднять нельзя». А в принципе такое решение в условиях дефицита рабочей силы он считает негодным.
«Иначе мы будем вынуждены привлекать рабочих из-за пределов края, усиливая социальную напряженность», - заявил он.
Данный проект Александр Латкин, директор института международного бизнеса и экономики ВГУЭС считает очередной попыткой доказать населению Дальнего Востока, что правительство занимается проблемами региона.
«За последние 20 лет таких попыток сделано очень много, и все они были неудачными», - отметил он. По Латкину, средства разворовали, а «потом пошли уголовные дела». Вместе с тем, идею по созданию индустриальных парков он считает хорошей и призывает «давайте хоть что-то сделаем по-настоящему».
Полпред президента в ДФО Юрий Трутнев отметил, что для реализации таких проектов следует изменить процентное соотношение вклада в их реализацию и ввести государственные гарантии. По его мнению, соотношение вложений 20% к 80% региона и государства следует изменить на 10% и 90% соответственно.
Это будет по «силам» Дальнему Востоку. При этом государство должно гарантировать федеральную поддержку краю, который потратит значительные для него суммы.
Реальность
15 июня, срок, назначенный президентом. Однако пока никаких сообщений о хотя бы первоначальном создании Приморской особой экономической зоны промышленно-производственного типа нет. Как впрочем, не было до настоящего времени и сообщений о выполнении решения Юрия Трутнева о создании этой зоны в срок до 27 мая.
Но, несмотря на это, очень не хочется, чтобы опасения Александра Латкина, Максима Кривелича и им подобных стали реальностью.
http://rosinform.ru