• Главная
  • Академия
    • Об Академии
    • Документы
      • Устав Академии
      • Концепция Академии
      • Положение о развитии Академии
      • Положение о членстве
      • Положение о членских взносах
      • Положение об Общественном Совете
      • Положение о Консультативном Совете
      • Положение об Экспертном Совете
      • Положение о территориальных отделениях
      • Положение о Большом жюри СМИ
    • Руководящие органы
      • Президент
      • Вице-президенты
      • Правление
    • Территориальные отделения
  • Комитеты
  • Пресс-центр
    • Аудио и видео материалы
    • СМИ об Академии
    • Информационные партнеры
    • Региональные информационные партнеры
    • Книга почетных гостей
  • Россия-АТР
    • Форум АТЭС 2014, Пекин, Китай
    • Форум АТЭС 2013, Бали, Индонезия
    • Бизнес-миссии в страны АТР
    • Деловой саммит форума АТЭС
    • Встречи Сети женщин-лидеров стран АТЭС
    • Международный форум Россия-АТР
    • Российско-сингапурская конференция
    • Монгольско-российская конференция
    • Австралийско-российский Конгресс
    • Российско-китайский бизнес-семинар
    • Азиатский экономический форум
    • Российско-азиатская конференция
  • Новости
    • Новости Академии
    • Актуальные публикации
  • Фотогалерея
  • Контакты

Доклад Силласте Г.Г.

заведующей кафедры социологии Финансовой Академии при Правительстве РФ

Профессор Галина Силласте - Заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наукЖенское лидерство в России: особенности, возможности и реалии

Уважаемые коллеги,
Два века тому назад в Париже австрийский посол спросил французского дипломата Шарля Мориса Талейрана (министра иностранных дел императора Наполеона): какую роль играют женщины в политике? Ответ Талейрана был неожиданным: «Женщины–это и есть политика». Некоторые пессимисты считают такое утверждение преувеличением. Я же полностью разделяю позицию Талейрана. Роль женщин в политике и формы женского лидерства на каждом историческом этапе имеют свои особенности, социальные возможности и национальную специфику самореализации женских способностей и амбиций. Постараюсь раскрыть эти характеристики в форме четырех социологических сюжетов.

 

Сюжет первый - Применимо ли к женщинам в политике понятие «лидер»? (в переводе с английского означающее «ведущий» или «руководитель»?) Конечно, применимо. Часто понятие «лидер» ассоциируется только с руководителем большого масштаба, национального или государственного, т.е. непременно что-то вроде  вождя. В действительности женщина-лидер–это не только глава государства или правительства, не  только депутат парламента, но и партийный, и общественный деятель руководитель предприятия, учреждения образования или культуры. Во всех случаях это человек, пользующийся авторитетом, к мнению которого прислушиваются остальные и идут за ним.

Мы сегодня часто с придыханием говорим о достижениях западных (особенно скандинавских) женщин в большой политике. А ведь в России есть своя «корневая система» женского  политического лидерства. И я, руководствуясь чувством национального достоинства, хочу напомнить имена женщин-лидеров, стоявших во главе государства российского в 17-18 веках: царевна Софья, императрицы Екатерина  первая, Елизавета, Анна и Екатерина вторая Великая. Все они были, говоря современным языком, лидерами по рождению, по семейному наследованию власти.

В советской истории женщинам неоднократно доверялись высшие государственные и партийные посты. Вспомним имена, некоторые из которых  незаслуженно забыты или полузабыты: Елена  Стасова, Клавдия Николаева (член Президиума Верховного Совета СССР), Надежда Крупская и Инесса Арманд, Евдокия Карпова (зам.пред. Совета Министров РСФСР  на протяжении  более 20 лет), Александра Бирюкова, Екатерина Фурцева (в истории СССР единственная женщина, возглавлявшая министерство культуры14 лет), Галина Семенова (секретарь ЦК КПСС). Памятные имена. Каждая из этих женщин пользовалась высоким личным авторитетом и властью.

Отсюда вытекает важный  социальный  урок: исторический опыт показывает, что женское лидерство развивалось и развиваться будет всегда. Но оно получает общественное  признание, когда является социально ответственным, способным к объединению с различными общественными силами, к социальному партнерству с ними ради общих социальных идеалов и  достижения  благородных целей.

 

Сюжет второй - женщины в современной российской политике
Если графически изобразить представительство женщин во властных институтах  современной России, то оно напоминает пирамиду из нескольких уровней. На высшем президентском уровне власти ни среди советников президента, ни  в Совете Безопасности, ни в Совете обороны женщины не представлены. Можно без преувеличения сказать, что этот уровень власти в России представляет собой замкнутый и влиятельный мужской элитный клуб, отличающийся авторитарным стилем руководства.

Где же  женщины наиболее ярко представлены? – На государственной службе. Именно на государственных должностях в органах власти РФ женщины составляют  абсолютное большинство: 70% (это почти 464 тысячи чел). Можно ли назвать их лидерами? Конечно. Они ежедневно решают многочисленные практические вопросы жизни и быта миллионов россиян. На этом уровне активно реализуется тактика «малых дел», так свойственная  женскому стилю управления.

Количество мужчин в структуре государственного аппарата, включающего  в себя руководящие должности высокого, среднего и низкого уровней,  уменьшилось за последние 12 лет в 1,5-2 раза.

Аппарат исполнительной власти напротив - все больше феминизируется. На федеральном уровне и в субъектах Федерации женщины в исполнительных органах власти составляют 70%, в органах местного самоуправления – 75%.

В органах законодательной власти женщин 55%, в органах судебной власти и прокуратуры - по 68%. На  уровне субъектов  Российской  Федерации судебная  власть и прокуратура  на 83% - «женская». (Мужчины и женщины России. 2004 М., с. 162-163). Это большая социальная сила и не надо нам «посыпать  голову пеплом», обидчиво жалуясь на то, что женщин «вытеснили из политики».

Дело в другом: изменились формы и темпы интеграции женщин во власть. За прошедшие 14 лет  российские женщины  медленно, но верно заняли прочное место на средних этажах российской государственной власти. Эти «батальоны амазонок» (говоря словами российского социолога Острогорского) на российской госслужбе участвуют в решении многочисленных жизненно важных для населения вопросов. Они наиболее близки к населению и много делают, для оказания  посильной помощи. Скажу больше:  такого удельного веса женщин на госслужбе и на средних уровнях власти на местах  нет в странах Западной Европы. Таким образом, подготовлена почва для более серьезных и консолидированных притязаний россиянок на  достойное представительство на более высоких  уровнях  власти.

На этом фоне особенно выделяется противоречие между  преобладанием женщин среди служащих гос.службы, - с одной стороны  и их искусственным отчуждением от участия в государственном управлении  высшего уровня, - с другой. Разрыв составляет десятки  раз: 70 % против 1,3%.

Противоречивая тенденция  отмечается в эволюции представительства женщин в законодательных органах власти. Сегодня в Государственной Думе женщин среди депутатов всего около 10% (44 человека из 447).

Для сравнения отмечу представительство женщин в национальных парламентах ряда западных стран. В 2003 г. на долю женщин приходилось 15% мест в национальных парламентах всего мира (это на 2% меньше, чем в 1990г). Самый высокий уровень (почти 45% )женщин в национальном парламенте  Швеции, до 40%- в Дании, Финляндии и Нидерландах. В Европарламенте  из 626 мест 194 занимают женщины (почти 31%). В новое правительство Европейского союза – Еврокомиссию - выдвинуто 8 министров–женщин (треть состава). Это западный опыт.  Но я не сторонница  абсолютизации этого опыта, учитывая  сильное влияние  на его  адаптацию национальных особенностей и исторических возможностей. Поэтому  нам  следует внимательнее изучать опыт собственный и опыт наших славянских коллег.

Приведу яркие примеры. В наших северных и в дальневосточном регионах удельный вес  женщин  среди  депутатов значительно выше, чем в Госдуме: в  Еврейской автономной области (43%),  Ненецком автономном округе(40%), Чукотском (39%,),в Усть-Ордынском Бурятского автономного округа(30%). На особом положении находится Москва, в городской Думе которой женщины составляют 21% депутатов (каждый пятый).

Для  нас очень важен  опыт наших ближайших соседей - славянских стран. Например, в республике Беларусь женщин-депутатов в парламенте 28%.Достойный изучения опыт.

Отсюда  второй социальный урок: опираясь на  сложившуюся социальную базу женского движения и представительства женщин на средних этажах государственной власти, внимательнее изучать опыт  политического продвижения женщин  не только западный, но особенно  опыт наших  ближних соседей, некогда составлявших с нами единое целое. Их опыт близок нам по  национальному менталитету, своего рода «историческим ушибам». Совершенно  очевидно: чем больше будет  профессионально подготовленных женщин в законодательных органах власти, тем социально ответственнее будут законы, обустраивающие нашу  жизнь.

 

Сюжет третий - демократия как условие женского лидерства
Активное участие женщин в политике, их лидерство  на высших и высоких постах является традиционным и непременным элементом демократии. Как правильно говорится, «Демократия  без женщин - не демократия». Широкое  общественное признание женского лидерства в различных сферах общественной жизни является одной из особенностей демократических режимов за рубежом. У нас же опыта демократии явно не хватает, и еще долго не будет хватать. Поэтому неудивительно проявление консервативно-барского отношения многих российских политиков-мужчин к женщине-лидеру. Это отношение, как правило, скрываемое, но живучее остается одной из причин, тормозящих развитие современного женского политического лидерства.

Если пытаться дать социологические зарисовки типичного облика женщины-лидера в России, то в политике ей присущи  центристские или умеренные  политические взгляды. Инициатива у женщины – лидера находит свое проявление, прежде всего в экономической, производственной, а не в политической жизни.

Среди женщин-лидеров чаще всего встречаются четыре типа: лидеры-прагматики, реже лидеры-идеологи. И довольно распространенным  остается тип лидера - представителя, выражающего  взгляды всех тех, кто за ним следует и ему верит. Преобладающим  же является так называемый «открытый лидер»: женщина-руководитель, способная учитывать чужие, нередко противоположные точки зрения в интересах  решения общей задачи. Но такой подход не исключает для женщины-лидера эмоционального отношения к критике в свой адрес, которую она принимает как критику не столько дела, сколько своей личности (с вытекающими отсюда последствиями).

Что касается методов политической борьбы, то женщинам–лидерам присуща, прежде всего, способность к поиску компромисса, соглашения, стремление избежать обострения социальных конфликтов.

Важной особенностью современной России является процесс неуклонной феминизации общества. Наша страна – одна из наиболее феминизированных мировых держав, в которой женщины составляют уже 54% населения (иначе говоря, их на 10 млн. больше мужчин). В США  женщин на 3 % меньше, чем в России. Равное соотношение мужчин и женщин лишь в 4 странах: Австрии,  Южной Кореи, Туркмении и Узбекистане. Это  страны, отличающиеся гендерной симметрией структуры своего населения.Но это очень редкие  примеры.

Еще более редкими являются страны с гендерной асимметрией в пользу мужчин (т.е. с преобладающим количеством мужчин). К ним относятся всего три страны: Индия, Китай и Турция, в которых женщин меньше мужчин на 4-3.% Каждая из  этих стран обладает своей спецификой женского лидерства, своими формами консолидации женских движений (как впрочем, и амбиций их лидеров).

Почему, анализируя женское лидерство, я обращаю внимание на   явление гендерной  асимметрии населения? Дело в том, что согласно прогнозу демографов, к 2015 году ожидается дальнейшее увеличение количества женщин в  структуре российского населения до 56%. А это значит, что  государство,  обладающее такой гендерной структурной населения и такими темпами распространения гендерной асимметрии «в пользу женщин», должно отличаться повышенной социальной ответственностью проводимой политики. Прежде всего, политики социальной. У нас же на государственном уровне до сих пор нет ни национальной доктрины семейной политики, ни молодежной, ни социальной.

Поэтому в российской политической практике, отличающейся наступательно агрессивным и социально безответственным мужским стилем управления, мужчинам принадлежат глобальные решения, женщинам - их тяжелые социальные последствия. Более того, социальная дискриминация женщин в условиях перехода к рыночным отношениям (при приеме на работу, при увольнениях, в служебном продвижении, в частности, в финансово-банковской сфере) как это не кажется некоторым странным, резко усилилась, хотя  и носит зачастую скрытый (точнее – прикрытый) характер.

Феминизация  российского общества способствует активному участию женщин в политической жизни, выдвигает новых женщин-лидеров. Но этот процесс необходимо направлять и его важнейшим регулятором могла бы стать квотная система женского представительства в органах государственной власти, апробированная на опыте  развитых стран и СССР.

Отсюда  третий социальный урок:  женское участие в политике, специфика женского лидерства в условиях развития рыночных отношений  в российском обществе, отличающегося всплеском скрытой социальной дискриминации женщин, нуждается в государственной поддержке продвижения женщин в большую политику.

Хочу напомнить об одном  интересном документе. 30 июня 1996 года президентом России был подписан Указ (1005), фактически вводивший квотную систему женского представительства в системе органов  государственной власти. Однако реализация  этого документа  была фактически сорвана чиновничьим аппаратом. Предлагаю президенту Владимиру Путину вернуться к проблеме квотной системы (в частности, к названному Указу).

 

Сюжет четвертый:  имидж женщины - общественного деятеля
Социальное поле деятельности неправительственных (общественных) организаций в нашей стране - безбрежное. Согласно данным Госкомстата, в России к 2005 г. зарегистрированы:

  1. 149 200 общественных организаций, 43 политические партии, 2847 общественных объединений, 1942- благотворительные организации, 3 098- общественных  благотворительных фонда. Не знаю другой страны с таким  общественным социальным потенциалом. Эти организации, объединения, фонды охватывают своей деятельностью все слои и группы российского общества: от детей до пенсионеров и инвалидов. Они занимаются разносторонними и  злободневными проблемами обеспечения жизни и быта миллионов людей.

Статистика не дает информации о гендерном составе руководителей общественных организаций. Но по данным социологических исследований, женщины-лидеры в общественных организациях составляют подавляющее большинство.

Каков имидж  россиянки–общественного деятеля? Его важнейшая  черта - самоотверженная преданность делу, которому они свято служат. Служат, не щадя сил, времени, часто во вред здоровью и интересам семьи. Служат бескорыстно, редко получая проявления общественного признания и общественной благодарности. Эта вековая российская традиция женской  самоотверженности живет и в наши дни.

Не могу  в связи с этим не отметить  замечательную инициативу Союза промышленников и предпринимателей, Российской Академии Бизнеса и Предпринимательства,  которые  ввели в общественную практику современной России вручение ежегодной Национальной премии общественного признания достижений женщин России - «Олимпия» (по 12 номинациям). Я стала обладательницей этой высокой награды общественного признания в номинации «Научная деятельность и образование» за 2004г. Не скрою, горжусь этим, как и моими соотечественницами, получившими такое признание.

С 2000 года значительно снизилось внимание высшего политического руководства  к работе с женскими организациями. Не стало  Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ, не функционирует   Комиссия по гендерным проблемам при Правительстве РФ, нет больше ежегодных  женских форумов по злободневным пробелам женщин, семьи и детей. Но появилась новая тенденция. Практически функции консолидации женских движений, проведения регулярных общественных дискуссий по проблемам участия женщин в  социально-экономическом развитии все в большей мере осуществляют Союз промышленников и предпринимателей совместно с Российской Академией Бизнеса и Предпринимательства. Результат этой работы - и сегодняшняя  представительная встреча за Круглым столом в Президент-отеле. Как социолог, вижу у этого нового объединительного союза  большие перспективы не только в экономической, но и в политической работе с женскими организациями и женским электоратом России.

В этом контексте  зададимся вопросом: какую роль играют женщины в руководстве политическими партиями России? - Весьма скромную, не отвечающую женскому политическому потенциалу. Хотя правовые препятствия  для участия женщин в реальной политике отсутствуют. Так, Ст.4 Закона «О политических партиях» гласит, что они «должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства  в руководящих органах политической партии,  в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и в органах местного самоуправления».

Слабость женского политического лидерства не в том, что мужчины сопротивляются их продвижению в политике  и в государственном управлении. Дело в другом: продвижение женщин в политическую власть чаще  всего не желают поддерживать сами женщины-избирательницы, женские движения. Их нередко раздирают мелочная  конкуренция, зависть к  соперницам, женский эгоизм. А  главное: отсутствует желание объединяться во имя достижения конкретных политических целей, независимо от внутренних трений и амбиций. Неверие в собственные силы - вот  черта, с которой часто приходится сталкиваться у женщин, в том числе, у лидеров женского движения.

В современных условиях роль партий в политической жизни, в избирательных компаниях по выборам парламента и президента России  становится решающей. Готово ли российское женское движение к новым условиям  политической борьбы?  К сожалению, не готово. Оно до сих пор  не оправилось от тяжелого поражения на парламентских выборах 1999 года, в которых  участвовало 4 женских избирательных объединения. Вместе взятые они получили тогда 3,85%  поданных  голосов и не смогли преодолеть 5%  барьер. Это был результат кризиса народного доверия к лидерам женского движения, не преодоленный до сих пор. Дефицит женщин- политических лидеров в настоящее время очевиден. Ни одной женщине-политику сегодня,  судя по результатам национальных опросов общественного мнения, не доверяют более 3-4 процентов респондентов. В обществе происходит медленный и болезненный процесс смены  женских элит  и лидеров.

Отсюда   урок четвертый: за достойное место в большой политике и в политическом лидерстве женским движениям предстоит  длительная, упорная и  последовательная борьба. Выиграть  в ней можно лишь при условии отказа от мелочной конкуренции индивидуальных амбиций и притязаний, но проявления готовности к созданию временных избирательных союзов женских организаций различной направленности для продвижения достойных женских кандидатур в политические властные институты. В предстоящей избирательной борьбе необходим союз женщин-предпринимателей, женской интеллигенции и социальных организаций, близких к нуждам простых россиян.

Заканчивая, хотела бы ответить на три  вопроса, которые часто задают женщины в самых разных аудиториях.

Вопрос 1 - Возможна ли в России в близком  будущем  женщина-премьер - министр или женщина-президент России?  Нет. Это  дело далекой  исторической перспективы.

Вопрос 2 - Существуют ли сейчас условия, для расширения участия женщин в деятельности политических партий? Да, такие условия сложились. Однако  женские движения не могут их использовать в должной мере, так как очень разрозненны, стратифицированы и социально и политически. Поэтому без яркого политического лидера и организующей роли политической партии или союза, движения женщины не смогут использовать сложившиеся условия для   «реванша»  на  ближайших выборах.

Вопрос 3 - Имеет ли будущее женское лидерство в различных сферах общественной жизни в России?  Несомненно, имеет  и большое, хотя  некоторым это и кажется невозможным. Поэтому в его достижении полезно  чаще вспоминать  блестящие   слова великого норвежца  Фритьофа  Нансена: «Трудное это то, что можно сделать сегодня. Невозможное требует немного больше  времени».

Женщины-лидеры новой России

Пресс-релиз

Официальные приветствия

Программа

Доклады участников

Итоговая резолюция

Пресса

Партнеры

Фоторепортаж

ПАРТНЁРЫ

 

Российский союз промышленников и предпринимателей Торгово-промышленная палата РФ. Опора России
American Chamber of Commerce in Russia Корпорация General Motors. Официальный партнер основных мероприятий РАБИП.    European Business Club
Благотворительный фонд «Семья для каждого ребенка» Аудит-Бизнес-Платформа !
Переводческого агентства Альфа и Омега  

           
       
     

Академия

  • Об Академии
  • Региональные отделения
  • Руководящие органы

Мероприятия

  • Ассамблеи
  • Другие мероприятия
  • Конференции
  • Международные форумы

Общественные награды

  • Россиянин года
  • Олимпия
  • Дарин
  • Заслуженный Предприниматель России
  • Элита российского бизнеса
© 2015 Все права защищены, сайт разработан студией WebMaster