• Главная
  • Академия
    • Об Академии
    • Документы
      • Устав Академии
      • Концепция Академии
      • Положение о развитии Академии
      • Положение о членстве
      • Положение о членских взносах
      • Положение об Общественном Совете
      • Положение о Консультативном Совете
      • Положение об Экспертном Совете
      • Положение о территориальных отделениях
      • Положение о Большом жюри СМИ
    • Руководящие органы
      • Президент
      • Вице-президенты
      • Правление
    • Территориальные отделения
  • Комитеты
  • Пресс-центр
    • Аудио и видео материалы
    • СМИ об Академии
    • Информационные партнеры
    • Региональные информационные партнеры
    • Книга почетных гостей
  • Россия-АТР
    • Форум АТЭС 2014, Пекин, Китай
    • Форум АТЭС 2013, Бали, Индонезия
    • Бизнес-миссии в страны АТР
    • Деловой саммит форума АТЭС
    • Встречи Сети женщин-лидеров стран АТЭС
    • Международный форум Россия-АТР
    • Российско-сингапурская конференция
    • Монгольско-российская конференция
    • Австралийско-российский Конгресс
    • Российско-китайский бизнес-семинар
    • Азиатский экономический форум
    • Российско-азиатская конференция
  • Новости
    • Новости Академии
    • Актуальные публикации
  • Фотогалерея
  • Контакты

Доклад Светкиной Г.Д.

министра гуманитарного и социального развития Самарской области

 

Светкина Г.Д., министр гуманитарного и социального развития Самарской областиУважаемые участницы и участники Форума!

 

XXI век, наряду с реформированием политической и социально-экономической системы страны, впервые предусматривает вклад не просто в развитие социальной сферы, а в человека: его здоровье, образование, среду обитания. Такой подход способствует росту гражданских инициатив и развитию бизнеса в социальной сфере, что можно рассматривать как реализацию принципа социального участия и социальной солидарности общества по отношению к малообеспеченным и наиболее уязвимым группам населения, нуждающимся в помощи и поддержке.

Женщины являются наиболее активной частью современного общества. И в этом плане женщины Самарской области не исключение. В настоящее время в области действует более 40 женских общественных организаций.

Среди них: территориальное отделение общественной организации «Союз женщин России» (председатель - Журавлева Валентина Александровна), Автономная некоммерческая организация «Ассоциация женщин Поволжья» (президент – Никитина Эльвира Ивановна), региональная общественная организация «Клуб деловых женщин «Фортуна» (председатель – Демина Алла Сергеевна), Самарская областная общественная организация «Женщины – лидеры Самарской области» (председатель – Гальцова Ольга Дмитриевна) и другие.

В целях объединения усилий женщин, занятых в различных сферах общественной деятельности, в 2004 году в области создана Ассоциация некоммерческих организаций Самарской области «Женщины – надежда Самарской области» (председатель – Гальцова О.Д.), которая осуществляет тесное сотрудничество с различными международными женскими организациями.

Представительницы общественных женских организаций принимают активное участие в работе гендерной комиссии, комиссии по помилованию и других общественных органах, созданных при Губернаторе и Правительстве Самарской области; проводят социально-значимые акции в поддержку женщины-созидательницы, женщины-матери, женщины-хранительницы мира. Стало доброй традицией проведение в области таких акций, как «Вдовы России», «День матери», «Женщины года Самарской области». Общественные женские организации объединяют инициативных и активных женщин, многие из которых добились значительных успехов в социальной, профессиональной, коммерческой деятельности.

Их усилия направлены на консолидацию женского общественного движения не только для решения проблем в сфере осуществления семейной политики, но и в целях повышения статуса женщины в обществе.

Необходимо отметить, что большой вклад в изменение существующих стереотипов по отношению к женщине вносит женское предпринимательство. При этом, как показывает практика, деятельность женщин в бизнесе характеризуется социальной направленностью и осуществляется в тех отраслях, которые традиционно считаются женскими и представляются мужчинам недостаточно привлекательными. Прежде всего, эта производство товаров и услуг для наименее защищенных групп населения.

До настоящего времени в Самарской области социальные услуги данной категории граждан, наряду с государственными и муниципальными учреждениями, оказывали только негосударственные некоммерческие организации. Так, доля НКО, оказывающих социально-медицинские, санитарно-гигиенические и психологические услуги населению, составляет более 60% от общего числа негосударственных организаций, действующих в регионе.

В целях эффективного решения социальных проблем жителей Самарской области общественные организации и органы власти проявили готовность к сотрудничеству и проведению конструктивного диалога по смягчению ситуаций, связанных с проводимыми в стране реформами.

Начиная с 2003 года в областном бюджете наблюдается динамика увеличения средств, предусмотренных на поддержку и развитие НКО. Доля средств, предназначенных НКО (в процентном отношении к расходам бюджета), составила в 2003 г. 0,06% (10,7 тыс. руб.), 2004 г. - 0,07% (13,9 тыс. руб.), 2005 г. - 0,08% (25,08 тыс. руб.), 2006 г. – 0,45% (197,2 тыс. руб.).

Значительно увеличилось число статей, по которым осуществляется бюджетное финансирование НКО (если в 2003 г. их было всего 5, то в 2005 году – уже 11).

Большим достижением совместной работы НКО и органов власти стало включение в бюджетные расходы на 2006 год статьи «Конкурс грантов на осуществление социально-значимых проектов для некоммерческих организаций», согласно которой в 2006 году на проведение конкурсов социальных проектов в области запланировано 5 млн. рублей.

Успехи, достигнутые в различных сферах деятельности благодаря объединению усилий органов власти и негосударственных организаций, наглядно показали преимущество социального партнерства, направленного на объединение всех имеющихся ресурсов общества для решения наиболее значимых проблем. Одной из таких проблем является организация социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов.

Сегодня в области создана достаточно мощная система, включающая в себя сеть стационарных, нестационарных и реабилитационных учреждений социального обслуживания, оказывающих социально-бытовые, социально-медицинские, реабилитационные, психологические и другие виды услуг населению.

Однако в последние годы в Российской Федерации и в Самарской области, в частности, сформировалась категория граждан, имеющая постоянные доходы, позволяющие оплачивать услуги по уходу за своими пожилыми родственниками. Бизнес быстро отреагировал на это социальное явление.

В настоящее время в Самарской области действует более 10 частных фирм и агентств, которые предоставляют широкий спектр социальных услуг населению. Среди клиентов частных агентств, как правило, люди со средним и высоким уровнем доходов. По итогам опроса, проведенного в одном из частных агентств – «Очаг», выявлено: 36% респондентов считают, что социальные услуги должны оказываться в государственных учреждениях, 20% - в негосударственных и 52% - частными организациями. Данные опроса отражают потребности граждан в социальном обслуживании в зависимости от уровня дохода и свидетельствуют о том, что независимо от формы собственности каждая структура может найти свое место на рынке социальных услуг.

Учитывая этот факт, в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 гг.), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 года № 38-р, и разрабатываемой новой Концепции проекта ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», внедрение принципов рыночной экономики в социальное обслуживание рассматривается как одно из приоритетных направлений в деятельности органов социальной защиты населения.

Внедрение принципов рыночной экономики предполагает переход от преимущественно сметного финансирования государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания к программно-целевому финансированию и определению поставщиков услуг на основе проведения конкурсных торгов, что создает равные условия для всех участников.

В настоящее время в Самарской области программно-целевой метод финансирования успешно используется для обеспечения мероприятий по реабилитации и социальной адаптации инвалидов. Для этого в регионе в сентябре 2005 года утверждены мероприятия по социальной интеграции инвалидов Самарской области на 2006-2008 годы, которые являются продолжением областной целевой программы по реабилитации инвалидов, реализованной в 2001-2005 гг. Эта программа максимально учитывает интересы и пожелания людей с ограниченными возможностями здоровья. В мероприятиях предусмотрено расширение сети реабилитационных учреждений, обеспечение доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, связи и информации, развитие единого информационного поля по проблемам инвалидности и инвалидов, подготовка соответствующих кадров. Внедрение программно-целевого метода позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы общества, выделяемые в области на социальную поддержку наиболее уязвимых групп населения.

Говоря о развитии предпринимательства в социальной сфере, хочется обратить ваше внимание на то, что в настоящее время особенно актуальным становится создание негосударственных и коммерческих стационарных учреждений социального обслуживания: пансионатов, центров активного долголетия, дневных пансионов и других учреждений.

Открытие негосударственных пансионатов вне зависимости от их организационно-правовой формы и степени участия областного бюджета удовлетворит растущий спрос со стороны платежеспособных граждан из наиболее обеспеченных слоев населения на качественное обслуживание, что в дальнейшем позволит расширить деятельность частных пансионатов и сделать их доступными и для граждан со средним уровнем дохода. На мой взгляд, развитие данной формы социального обслуживания может стать особенно привлекательным для женщин-предпринимателей, занимающихся социально ориентированным бизнесом.

В связи с этим одной из основных задач, стоящих перед органами власти, является создание благоприятных условий для сбалансированного развития государственного и негосударственного секторов экономики в сфере социальных услуг и создание новых организационно-правовых форм учреждений социального обслуживания.

Министерство гуманитарного и социального развития Самарской области готово к плодотворному и долговременному сотрудничеству и рассматривает развитие социального партнерства с бизнесом в качестве одного из приоритетных направлений в своей деятельности. Необходимо отметить, что женское предпринимательство в сфере социальных услуг возникло и развивается не на пустом месте, а благодаря тому, что на федеральном и региональном уровне уделяется большое внимание вопросу социальной поддержки наиболее уязвимых групп населения. Так, за период с 2001 года доля расходов на социальную защиту в Самарской области в общем объеме расходов областного бюджета возросла в среднем с 4 до 9% и составляет в 2006 году по отрасли 5,9 млрд. руб.

Органы социальной защиты населения области обладают значительным кадровым потенциалом. Сегодня в системе работает около 16 тыс. человек, из них 14 тыс. - женщины. Это составляет 90,4% от общего числа работников органов социальной защиты. Почти 50% женщин (6790 человек) занято непосредственно в сфере социального обслуживания.

Деятельность в системе социальной защиты требует не только полной отдачи, но и сочетания, на первый взгляд, несочетаемых качеств: жесткости и милосердия, решительности и вдумчивости, профессиональной компетентности и эмоционального участия. Только сочетание этих взаимоисключающих качеств позволяет женщинам, посвятившим себя деятельности в сфере социальной защиты населения, добиваться успеха.

Среди руководителей социальных служб 56% составляют женщины, которые, как и женщины-предприниматели, обладают значительным творческим потенциалом, профессиональной компетентностью и другими качествами, которые делают их лидерами в своих учреждениях.

Женское предпринимательство в России развивается по-разному в различных регионах страны и зависит от ряда причин: специфики региона, социально-экономических условий, отношения к женскому предпринимательству со стороны органов власти. Однако оно отличается большей свободой в выборе сферы и формы деятельности по сравнению со столичным регионом, имеющим более жесткие стандарты ведения бизнеса. И это можно рассматривать как одно из важных условий дальнейшего развития женского предпринимательства в России, в том числе и в сфере социального обслуживания населения.

 

Женщины-лидеры новой России

Пресс-релиз

Официальные приветствия

Программа

Доклады участников

Итоговая резолюция

Пресса

Партнеры

Фоторепортаж

ПАРТНЁРЫ

 

Российский союз промышленников и предпринимателей Торгово-промышленная палата РФ. Опора России
American Chamber of Commerce in Russia Корпорация General Motors. Официальный партнер основных мероприятий РАБИП.    European Business Club
Благотворительный фонд «Семья для каждого ребенка» Аудит-Бизнес-Платформа !
Переводческого агентства Альфа и Омега  

           
       
     

Академия

  • Об Академии
  • Региональные отделения
  • Руководящие органы

Мероприятия

  • Ассамблеи
  • Другие мероприятия
  • Конференции
  • Международные форумы

Общественные награды

  • Россиянин года
  • Олимпия
  • Дарин
  • Заслуженный Предприниматель России
  • Элита российского бизнеса
© 2015 Все права защищены, сайт разработан студией WebMaster