• Главная
  • Академия
    • Об Академии
    • Документы
      • Устав Академии
      • Концепция Академии
      • Положение о развитии Академии
      • Положение о членстве
      • Положение о членских взносах
      • Положение об Общественном Совете
      • Положение о Консультативном Совете
      • Положение об Экспертном Совете
      • Положение о территориальных отделениях
      • Положение о Большом жюри СМИ
    • Руководящие органы
      • Президент
      • Вице-президенты
      • Правление
    • Территориальные отделения
  • Комитеты
  • Пресс-центр
    • Аудио и видео материалы
    • СМИ об Академии
    • Информационные партнеры
    • Региональные информационные партнеры
    • Книга почетных гостей
  • Россия-АТР
    • Форум АТЭС 2014, Пекин, Китай
    • Форум АТЭС 2013, Бали, Индонезия
    • Бизнес-миссии в страны АТР
    • Деловой саммит форума АТЭС
    • Встречи Сети женщин-лидеров стран АТЭС
    • Международный форум Россия-АТР
    • Российско-сингапурская конференция
    • Монгольско-российская конференция
    • Австралийско-российский Конгресс
    • Российско-китайский бизнес-семинар
    • Азиатский экономический форум
    • Российско-азиатская конференция
  • Новости
    • Новости Академии
    • Актуальные публикации
  • Фотогалерея
  • Контакты

Доклад Ивановой Э.М.

президента Межрегиональной общественной организации «Конверсия и женщины»

 

Иванова Э.М., президент Межрегиональной общественной организации «Конверсия и женщины»Стратегическое развитие России: - формирование комплексной национальной программы

Стратегическое развитие России — понятие системное и многофакторное, включающее в себя все стороны нашей жизни. Однако есть ряд системообразующих факторов, без которых развитие невозможно. К ним мы относим в первую очередь, такие как наука, образование, человеческий капитал.

    Сегодня состояние нашей экономики таково, что обеспечить стратегическое развитие можно только совершив прорыв в области инновационных технологий и НИОКР, доведенных до стадии серийного производства. Для этого требуется:
    • государственная поддержка науки, которая является источником новых знаний и инновационных технологий;
    • развитие высокотехнологичных отраслей промышленности, что не только обеспечит страну пользующимися спросом товарами и продукцией, но и все работоспособное население работой;
    • повышение качества образования на всех этапах от школы, ПТУ (ФЗУ), среднетехнических училищ и колледжей до высших учебных заведений;
    • эффективное использование человеческого капитала, в основе которого лежит интеллектуальный потенциал как основной стратегический ресурс.

 

Проанализируем состояние этих составляющих стратегического развития России.

Как известно, в Советском Союзе затраты на науку и образование в процентном отношении были не ниже, чем в западных странах. Так, в 1985 г. данные затраты в СССР составляли 3,74% от ВВП, тогда как в США – 2,7%, в Японии – 2,8%, ФРГ – 2,7%, а во Франции – 2,31 %. И в предшествующие годы затраты на науку и образование были в процентном отношении не меньше.

В настоящее время бюджетных ассигнований на фундаментальную науку и НИОКР тратится примерно 1% от ВВП . Обычно считается, что если страна расходует на науку и образование 1-1,5 % от ВВП, то она должна быть отнесена к развивающимся странам, если меньше, то – к слаборазвитым. Гармоничное и независимое развитие российского общества возможно лишь при наличии промышленности, отвечающей современным требованиям. А это значит, что промышленность должна включать достаточно большую часть так называемого пятого технологического уклада. А это – электроника, ЭВМ, оптоволоконная техника, информатика, роботостроение, авиационно-космическая техника и ряд других отраслей.

Отмеченные отрасли могут, очевидно, успешно развиваться лишь при достаточно мощной научно-технической поддержке. Но трудно говорить о научной поддержке передовой российской промышленности при бюджетном финансировании фундаментальной науки и НИОКР в 1% от ВВП. При таком уровне вложений мы разрушим даже все то, что было создано раньше. Так, например, согласно некоторым исследованиям в России только с 1990 г. по 1995 г. доля продукции пятого технологического уклада в валовом выпуске промышленной продукции упала в 3 раза (с 6 до 2%). Как следствие, с прилавков магазинов исчезли многие товары отечественного производства, которые раньше пользовались устойчивым спросом. Например, телевизоры, холодильники и т.д.

Конечно, некоторые могут сказать, зачем производить, когда всё можно купить, продавая нефть и газ, цены на которые непрерывно растут? Но что тогда скажут наши внуки, которые по ряду прогнозов окажутся без этих природных богатств?

Есть и другой аспект, который не может не волновать – это обеспечение независимого развития нашего общества. Примеры Ирака и Югославии говорят, что никакие доводы не останавливают «современных геополитических гегемонов».

Для обеспечения нашей независимости российская армия должна обладать современным вооружением. Но создать современное вооружение в ситуации, когда наука и промышленность высоких технологий не только не поощряются, но и выражается сомнение в их необходимости (например, недавние высказывания министра экономики Г. Грефа по поводу целесообразности существования Российской Академии наук), не представляется возможным.

Результат – безопасность России. До сих пор наши самолеты Су-27 и МиГ-29, созданные еще в то время, остаются лучшими в мире. И наша «сегодняшняя» безопасность – это результат труда и творчества людей из того времени. Но спрашивается, какую безопасность мы будем иметь через 15-20 лет при таких ничтожных вложениях в науку и НИОКР?

С наукой тесно связано образование. В 2001 году Россия по грамотности оказалась на 28-м месте. Через 3 года уже на 33-м месте. В одном из недавних номеров «Литературной газеты» в статье Графова «На конвейере — неучи» приводился такой факт: в Екатеринбургском университете абитуриент факультета журналистики на вступительном экзамене по письменной работе сделал 129 ошибок. Ещё Ф.И. Тютчев в аналитической записке на имя государя писал: «Всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов» . Звучит актуально и сегодня.

Итак, мы видим, что качество образования снижается как за счет реформирования, так и низкого уровня финансирования работников образовательных учреждений. Без образованного умного человека достигнуть заявляемых целей стратегического развития не удастся. Понятно, что национальные проекты, которыми руководит вице-премьер Правительства РФ Д.А. Медведев, призваны способствовать улучшению ситуации в тех отраслях, на которые эти проекты направлены. Пока трудно сказать, насколько успешно они осуществляются. Но я знаю от многих врачей и учителей, что есть проблемы при реализации национальных проектов по здравоохранению и образованию. Далеко не все там было продумано заранее.

Нам кажется, что, затевая большие проекты и реформы, затрагивающие интересы всего общества, власть вместе со своим окружением должна обсуждать эти преобразования с народом, проводя общественные обсуждения преобразований, приоритетных направлений стратегического развития. В результате должна быть разработана по-настоящему национальная, обоснованная комплексная программа развития России на 10-15 лет. Технологий подобных широких обсуждений и включения идей и разработок широкого круга специалистов страны, неравнодушных к ее судьбе, предостаточно, было бы желание их использовать. Но это сделает программу по-настоящему национальной, осознанно необходимой. Национальные проекты только за счет административного ресурса не реализовать. В нашей ментальности - строить всем миром. К этой работе должно быть подключено и ТВ. Вспомним, как было быстро восстановлено разрушенное Отечественной войной 1941-1945 гг. народное хозяйство Советского Союза. Да, ценой неимоверных усилий и лишений, но люди восстанавливали свою страну и для себя.

    Мы все, а власть в особенности, должны понимать, что без консолидации российского общества намеченных и осознанных всеми целей не достигнуть. А вот консолидация общества невозможна, если:
    • не восстановить социальную справедливость;
    • не покончить с коррупцией и преступностью;
    • не отказаться от псевдолиберальной экономической политики;
    • не дать людям, особенно молодым, уверенность в будущем, стабильность и безопасность в настоящем.

 

Есть еще один немаловажный момент. Организация Объединенных Наций среди восьми главных целей развития Тысячелетия выделила цель достижения гендерного равенства. К сожалению, наше государство не усмотрело эту цель среди своих приоритетов. Вынуждена констатировать, что на нынешнем этапе развития человечества выделенные мной приоритеты стратегии развития без активного включения женского потенциала невозможны, что подтверждается многочисленными российскими и зарубежными исследованиями. Во-первых, человеческий ресурс (это и мужчины, и женщины, кстати, более образованные в нашей стране) по мере истощения природных ресурсов становится основным. Во-вторых, в одном из научных изданий недавно прозвучала вполне обоснованная мысль, что все научные открытия невозможны без метафорического мышления, которое у мужчин практически исчерпано. А вот женщины имеют его значительный запас. Выводы в связи с этим делайте сами.

    Подводя итог вышесказанного, предлагаю включить в решение Форума следующие пункты.
    1. Провести общественно-государственные обсуждения приоритетных направлений стратегического развития России, в результате чего должна быть разработана выверенная национальная комплексная программа.
    2. Правительству рекомендовать проведение по отраслям инвентаризации и анализа инновационных технологий и проектов, предложений по их внедрению и продвижению на рынок при участии заинтересованной общественности и специалистов научно-технологического сектора экономики.
    3. Женщины России должны стать полноправными участниками не только обсуждений, но и решений на всех уровнях власти. Поскольку в настоящее время это - прерогатива не дотягивающей и до 50% мужской половины населения нашей страны, необходимо срочное принятие закона «О государственных гарантиях равных прав и равных свобод мужчин и женщин и возможностей их реализации» с включением в закон соответствующих нормативных документов и механизмов реализации.
    4. Обратиться к Президенту страны с предложением о восстановлении Комиссии по делам женщин, семьи и демографии (хотя правильное её название было бы по гарантиям равных прав мужчин и женщин и равных возможностей их реализации) как части национального механизма по улучшению положения женщин, в настоящее время полностью отсутствующего в России.

 

Женщины-лидеры новой России

Пресс-релиз

Официальные приветствия

Программа

Доклады участников

Итоговая резолюция

Пресса

Партнеры

Фоторепортаж

ПАРТНЁРЫ

 

Российский союз промышленников и предпринимателей Торгово-промышленная палата РФ. Опора России
American Chamber of Commerce in Russia Корпорация General Motors. Официальный партнер основных мероприятий РАБИП.    European Business Club
Благотворительный фонд «Семья для каждого ребенка» Аудит-Бизнес-Платформа !
Переводческого агентства Альфа и Омега  

           
       
     

Академия

  • Об Академии
  • Региональные отделения
  • Руководящие органы

Мероприятия

  • Ассамблеи
  • Другие мероприятия
  • Конференции
  • Международные форумы

Общественные награды

  • Россиянин года
  • Олимпия
  • Дарин
  • Заслуженный Предприниматель России
  • Элита российского бизнеса
© 2015 Все права защищены, сайт разработан студией WebMaster